В.А. Винников: Гомеопатическое мышление


«Как чувствуешь ты головокружение,
Кружись в другую сторону – поможет!
Один огонь другого выжжет жжение,
Любую боль прогнать другая может!
Пусть новую заразу встретит взгляд –
Вмиг пропадёт болезни старый яд!»
……………………………………………
(У. Шекспир «Ромео и Джульетта»)

SIMILIA SIMILIBUS CURENTUR

«Поскольку этот естественный закон излечения подтверждается на каждом шагу, в процессе любого грамотно проведенного опыта, то он должен просто - напросто восприниматься как непреложный факт, научное объяснение которого не столь уж важно. Вот почему я не придам большого значения любым попыткам, предпринимаемым в этом направлении».

(С.Х. Ганеман «Органон»)

Ганемановская Гомеопатия основывается на парадоксе – этим основатель уникального способа лечения как бы предвосхитил все последующие попытки её объяснения. Таким образом можно объяснить тот факт, что Гомеопатическая мысль стоит как бы особняком от распространённых в настоящее время клинических форм мышления. «Судьбой Гомеопатии является постоянная борьба за собственное выживание» - так высказался английский гомеопат д-р Гибсон о положении этой науки среди других клинических дисциплин, в которой немаловажное значение придаётся логике постановки лечебного процесса.

Подобное заявление Мастера вовсе не означает, что представителям этой науки не знакомо понятие «клиническое мышление». Оно просто имеет другую природу, её законы определяют т.н. «гомеопатический подход к оценке явлений». Чтобы понять философию этой формы терапии следует чётко определить различия, имеющиеся между этим лечением и традиционной ортодоксальной медициной.

Главный принцип Гомеопатии заключается в выборе лекарственного средства, которое в экспериментальных условиях способно формировать болезненное состояние, симптомы которого схожи с той болезнью у пациента, которую предполагается излечить. В классической медицине от лекарственного препарата ожидается действие, устраняющее симптомы болезни, т.е. от препарата ожидается некая активная роль в лечебном процессе, в то время как организм пациента в процессе лечения остаётся «пассивным». При гомеопатической терапии организм больного и гомеопатическое лекарственное средство «обмениваются ролями». Объясняется это тем, что лечебный эффект заключается не в лекарственном препарате, а в организме больного, который на любое стрессовое воздействие демонстрирует т.н. «двухфазную ответную реакцию», составные части которой имеют разную направленность.

Попытаемся это утверждение разобрать на примере. Представьте себе ребёнка, празднующего Новый год в кругу родных и других ребятишек… Вокруг него всё необычно, ново. Веселье взрослых и детей, Дедушка Мороз, обилие подарков. Как тут не развеселиться, тем более что мама не заставляет рано ложиться спать… Со временем возбуждение нарастает. У ребёнка слёзы сменяются неудержимым смехом. Поведение малыша становится неадекватным, он явно неуправляем. После праздника у родителей возникает проблема - ребёнок не может заснуть. Более того, лекарственные препараты, используемые родителями для успокоения малыша, приводят к тому, что сон ребёнка становится тревожным, нередко детишки в такую ночь вздрагивают и плачут во сне…

Здесь следует вспомнить эффект воздействия кофе на организм человека. Первичное воздействие (первая фаза) характеризуется отсутствием потребности во сне, возбуждением, вплоть до беспокойства, выраженной сменяемостью настроения. Во вторую фазу наступает общее расслабление, повышается сонливость… Обратите внимание, что симптомы первой фазы напоминают нам «клинику» возбуждённого на празднике ребёнка… Несколько чайных ложек кофе «спасут» малыша, в эту ночь сон его будет спокойным и безмятежным… В данном случае организмом будет использована вторая (снотворная) фаза воздействия этого продукта на организм. Недаром наш великий соотечественник И. П. Павлов в лекарственную пропись седативного действия включил… кофеин!

Доктор Гибсон называет «незрячими» тех врачей, которые мыслят чисто механистически, оперируя лишь понятием «причина – прямой эффект», т.к. «они не усматривают виталистические возможности лекарственного средства, «вторичную реакцию», присущую каждому живому существу». Именно явление двухфазной ответной реакции организма на раздражитель легло в основу Закона Подобия. Вспомним примеры: при отморожении щеки мы растираем её снегом, ошпарив руку кипятком, мы избежим ожога, если подержим обожжённую поверхность над огнём. Подобное лечится подобным.

Ганемановское мышление и гомеопатия основаны на наблюдении и констатации феномена как такового (например, исчезновение насморка на открытом воздухе или уменьшение головной боли от наклона вперёд и т.д. ), без попытки его сиюминутного объяснения. Вот почему такой тип мышления называется «феноменологическим».

«Bio-logic» мышление в гомеопатии воспринимает явления во всей их общности, тогда так «каузальное» мышление, присущее представителям классической медицины, «разбивает» их на бесчисленные отдельные моменты. Ганеман утверждал, что нельзя пренебрегать яркими, четко сформулированными причинными факторами болезни, но в своей практике основной упор необходимо делать на феноменологический Закон Подобия, который позволяет в отличие от «каузального подхода» воспринимать клиническую картину болезни или лекарственный патогенез в целом. Для него характерно полноценное восприятие окружающей действительности. Более того, такой подход на практике позволяет лечить даже такие состояния, причинные факторы которых выяснить практически невозможно. Именно такое лечение в соответствии с первым параграфом «Органона» является наивысшей и единственной задачей врача.

Как же это выглядит на практике?

Если мы говорим «картина препарата», то это и есть неосознанное выражение того, что мы называем «феноменологический подход». Aurum, Pulsatilla, Nux Vomica – перед нашим мысленным взором формируются целостные «изображения». Такое «визуальное мышление в портретах», по образному выражению Гибсона, резко отличается от аналитического подхода официальной медицины. Мышление в гомеопатии – это постоянное «перелистывание клинических портретов», сравнение лекарственных патогенезов, их взаимное соответствие. Более того, пациент воспринимается, как единый организм, учитываются внешние особенности человека, характер его поведения, физические и ментальные симптомы оцениваются во всей их совокупности. Итак, процесс гомеопатического мышления – это процесс поиска и сравнения клинической картины болезни и лекарственного портрета, т.е. это мышление аналогиями. «Каузальный» тип мышления – это мышление в рамках «причина – следствие», это оперирование противоположными понятиями, определяющими основной принцип лечения «Contraria contrariis curentur». При внимательном рассмотрении можно убедиться в том, что этот закон лежит в основе практически всех видов аллопатического лечения. Незначительное исключение составляют «заместительные» типы терапии. Подобный подход никогда не позволит осознать «целое», врач может оперировать лишь с единичными его элементами.

Итак, становится понятным, что мы имеем дело с двумя диаметрально противоположными способами мышления, каждый из которых является научным. Мышление, принятое за основу классической медицины, механистично, и, как следствие, «каузально». Вот почему его можно определить, как «аналитическое». Мышление, принятое в гомеопатии, виталистично и, посему, феноменологично. Его можно охарактеризовать как «синтетическое».

Расцвет естественных наук в эпоху Возрождения привел к преобладанию механистического подхода в научном мышлении, другие же способы подхода в оценке явлений природы просто не воспринимались. Первое упоминание о Законе Подобия виталистически мыслившим Гиппократом было предано забвению. Когда же этот Закон был по-своему сформулирован средневековым врачом и мыслителем Парацельсом, то у него не нашлось последователей. А ведь именно ему принадлежат такие понятия, как Микро- и Макрокосмос, именно он ввёл в лечебную практику способ названия болезней в соответствии с их фармакологическими «двойниками»: Morbus arsenicosus, Morbus helleborinus, Morbus therebinthiae и т.д. В конце концов, этот Закон был представлен С. Ганеманом в чёткой и логичной форме. Более того, этот великий врач и мыслитель на основе этого метода внедрил совершенно новую систему медицинских знаний, революционный способ изготовления лекарственных препаратов, что не могло быть упущено его последователями в будущих поколениях. Началось противостояние двух систем медицины, окончание которого не видно даже в настоящее время. Эта борьба естественна по своей природе, т.к. в неё вовлечены две совершенно разные системы мышления, которые, в свою очередь, определяют и соответствующие способы лечения. Оружием в этом конфликте одна из сторон выбрала замалчивание, игнорирование, а порой и запрет.… Почему же этот конфликт, не имеющий аналогов в истории медицины, имеет столь яркую эмоциональную подоплёку? Ответом может служить фраза из книги Гибсона «Гомеопатия. Основы философии. Сущность препаратов»: «При глубоком рассмотрении это - скрытая война, противостояние двух непримиримых противников, придерживающихся совершенно противоположных точек зрения. Парадоксально то, что их мечи никогда не пересекутся!» Автор, по всей вероятности, имеет в виду то, что эти типы мышления находятся в параллельных плоскостях.

Помимо Гиппократа и Парацельса гомеопатический тип мышления признавался многими выдающимися личностями, однако, наиболее яркой фигурой был великий Гёте. Универсальный ум этого поэта свободно оперировал феноменологическими понятиями, он несомненно был знаком с таким явлением как «двухфазность ответной реакции». Однажды, наслаждаясь ароматным чаем в кругу друзей, Гёте оказался свидетелем спора о действии этого напитка на организм человека. Одни собеседники утверждали, что чай успокаивает нервную систему, другие же настаивали на его возбуждающем эффекте. На просьбу разрешить эту проблему Гёте ответил: «Его действие двояко! Всё зависит только от дозы».

Универсальность Закона Подобия раскрывается и в высказываниях великого китайского философа Лао-цзы:

Всё, что ты хочешь сжать,
Должно быть с твоего разрешения расширено;
Всё, что ты хочешь ослабить,
Должно быть с твоего разрешения укреплено;
Всё, что ты хочешь уничтожить,
Должно с твоего разрешения расцвести.
……………………………………………
Слабое преодолевает сильное –
Это общеизвестный секрет!

Любая теория может остаться лишь «мёртвым» текстом на бумаге, если она не подтверждается практикой. Абсолютным доказательством правоты той или иной системы мышления являются истории болезней (правильнее было бы сказать «истории выздоровления») наших пациентов. Гомеопатия может с гордостью представить на суд Истории сотни тысяч таких документов, каждый из которых является образчиком истинного искусства ИЗЛЕЧЕНИЯ людей. Приведенная ниже история болезни может представлять интерес не только для врачей общего профиля, но и для психологов, психотерапевтов, педагогов и т.д., ибо «корректно проведенная терапия», как сказал Ганеман, приводит не только к оздоровлению тела пациента, но и исцеляет его душу. Мы становимся свидетелями возрождения личности, способной любить и творить…

Однажды к врачу гомеопату на приём в сопровождении своей матери пришёл молодой человек, лет 23 – 24. Выглядел он «как с обложки»: чёрного цвета блестящий свитер, усики, кольцо в ухе и мелкие кудряшки волос. Как только он сел в кресло, он тут же начал оживлённо и даже с некоторым возбуждением говорить. Взгляд его мягких карих глаз был напряжённым. Присутствие матери в кабинете его совсем не беспокоило.

Его основной жалобой были кровотечения из прямой кишки во время дефекации, имевшей место 2 –3 раза в сутки и сопровождавшейся обильным пропотеванием. Кишечные кровотечения беспокоят его очень давно. Исследования, проведенные в клинике, не выявили конкретной причины болезни.

Кроме того, его нередко мучают длительные ноющего характера боли в левой половине живота, иногда они усугубляются сильными коликами. При этом пациент заметил, что интенсивность болей явно усиливается от прикосновения одежды, тогда как давление на это место рукой приводит даже к некоторому облегчению. Хуже всего он чувствует себя при волнении, беспокойстве, т.к. это всегда приводит к усилению кровотечения.

Далее он сказал: «Два года назад я попал в автомобильную катастрофу. Отделался лишь лёгким испугом, т.к. на теле не было никаких повреждений. До момента аварии у меня уже были проблемы с учёбой, однако, это несчастье меня полностью надломило. У меня была такая красивая красного цвета машина. Я так долго копил деньги для её покупки, а в итоге остался «у разбитого корыта»… Меня очень тревожило состояние моей подружки, которая в этот момент находилась со мной в машине, а после аварии вынуждена была долгое время лечиться в госпитале. Я вообще склонен принимать «близко к сердцу» всё то, что происходит с другими людьми, и считаю себя виноватым в том, что у неё на теле теперь есть рубец».

С этого момента в беседу включилась его мама: «Его девушка сидела прямо за ним на заднем сиденье. Она отделалась лишь лёгкими синяками и ушибами, однако сын всё это время переживал столь сильно и глубоко, что мы с этой девушкой вынуждены были всё время его успокаивать!» Он всегда легко расстраивается по любому поводу. После этой аварии он причитал целыми днями: «Мама, как жаль мне эту машину! Что же мне делать?»

Далее мама заявила, что буквально сходила с ума, если сын в очередной раз «заводил свою пластинку»: «Мама, что мне делать сегодня вечером? Я не могу находиться дома, стены просто давят на меня. Музыка же способна отвлечь меня лишь на час-полтора… Мам, а, мам, что мне делать?» Со слов этого молодого человека он очень сожалел о своей навязчивости, но ничего не мог с этим поделать. Попытки поговорить с друзьями нередко были безуспешными, что делало его ещё более угрюмым. Он часто становился злым, его раздражало буквально всё, причём длилось это очень долго. Причитания по поводу разбитого автомобиля продолжались в течение нескольких месяцев. Его не успокоила даже покупка новой машины: «Господи, если бы я мог вернуть себе ту красную машину!» Мать пыталась его успокоить: «У тебя же теперь есть новый очень красивый автомобиль!» Однако это лишь ещё больше его расстраивало, угрюмый он садился в углу и часто вздыхал… На эту тему он мог говорить долгие часы, однако облегчения от этого не получал. Всю жизнь он мечтал стать водителем грузовика. Он даже пошёл учиться на курсы, однако учёба давалась с большим трудом, он не смог осилить даже первую сессию. Учёба для него всегда была проблемой: он мог десять раз прочитать одну и ту же страницу, однако, либо не понимал того, что там написано, либо забывал большую часть прочитанного текста. Ему с трудом давались школьные занятия, он чувствовал себя ущербным среди одноклассников. Его отличала стеснительность, он предпочитал оставаться за спиной матери… Несмотря на отсутствие уверенности в себе в процессе сдачи экзаменов, его «походы» в магазин не представляли никаких проблем: здесь он в советах не нуждался. Он очень тяготился домашней обстановкой. Если его отец или сестра начинали спорить о том, какую программу смотреть по телевизору, то он «просто сходил с ума!»

Последнюю фразу он произнёс в «повышенных тонах», при этом его правая бровь приподнялась и стала мелко подрагивать, выдавая этим всё его нетерпение и раздражение. «Я этого просто не переношу и поэтому вынужден уходить на улицу, чтобы поболтать с друзьями!» Мать при этом подтвердила, что «ее мальчик» постоянно пытается «уйти куда-нибудь», что он весьма неусидчив.

Описывая свой характер, пациент подчеркнул вспыльчивость, способность «сильно хлопнуть дверью» во время вспышки гнева или даже ударить кого-нибудь. В работе его отличали спешка и суетливость, речь также была торопливой. Единственное, что он делал спокойно и с уверенностью, так это ездил на автомобиле.

Довольно часто его беспокоила бессонница, при этом он мог часами лежать в постели, муссируя те или иные неприятные события, имевшие место на работе или дома. Будучи ещё ребенком, он страдал от частых ночных пробуждений, разговаривал сам с собой, беспокоился о том, как ему быть, что ему делать…

Он жил всё время со своими родителями, мечтая при этом жить самостоятельно. Мать нередко вместо него ходила на различные встречи, собеседования, так как этот молодой человек крайне смущался во время разговоров с другими людьми, просто замыкаясь в себе. Он даже уговорил мать пойти с ним на приём к врачу.

Пациент отличался прекрасным аппетитом, отдавая предпочтение жареному картофелю, колбасе и соленьям. Зубы его не отличались белизной. Молодой человек был довольно зябок и во время сна вынужден был укрываться несколькими одеялами. Легко потел, особенно во время дефекации и волнения.

Со временем он умудрился получить документы на право управления грузовиком, однако, работа показалась ему очень трудной. Его очень смущало насыщенное транспортное движение, вследствие чего у него развился жуткий страх попасть в аварию. Он вынужден был покинуть работу. Неспособность справиться с работой, о которой он столько мечтал, лишь ещё больше усугубило его разочарование в себе: «Почему я так плохо успевал в школе! Мне с таким трудом всё давалось! Я, порой, не успевал даже следить за текстом сопровождения фильма! Я просто ничего не могу!» Порой, он мог лежать часами на кровати, постоянно повторяя: «Мама, что мне сделать ещё?»

Что же является основной «темой» данного случая? «Никогда не добьется успеха» - вот рубрика, в полной мере подходящая к приведенной выше истории болезни. Это решение подтверждают следующие рубрики, приведенные в Реперториуме Д.Кента:

  • Разочарован в своей судьбе (Ганеман)
  • Разочарован в себе
  • Размышляет
  • Угрюмость
  • Болтливость
  • Трусость

Все эти симптомы имеют место в патогенезе Muriatic acid. Для этого препарата, кроме того, характерна патология в виде изъязвлений и склонность к кровоточивости. После назначения лекарства произошли радикальные изменения. Молодой человек стал более раскрепощенным, появились надежды на будущее. Имевшие место проблемы (уход с работы, разрыв с любимым человеком), были преодолены сравнительно легко. Вскоре он переселился и стал жить самостоятельно. Прекратились кровотечения, исчезли боли в животе. Но, главное, он полностью забыл фразу «мама, что мне сделать еще?». Катамнез два года. Рецидивов не было. Заслугой гомеопатии является то, что с пациентом работает лишь один врач, специалист в области классической гомеотерапии. Думаю, что лечение молодого человека общепринятыми методами потребовало бы усилий со стороны психотерапевта и проктолога, причём ответ на вопрос о возможности полного излечения следовало бы на долгое время оставить открытым…

 

Список литературы:

Schroyens Frederik et al. SYNTHESIS. Repertorium Homeopathicum Syntheticum – Homeopathic Book Publishers. London. 1993. –1720 p.

Frans Vermeullen, Concordant Materia Medica - Joost Romans Grafische Produkties, Hoorn. 1994. – 1018 p.

George Vithoulkas, Talks on classical homoeopathy – B. Jain Publishers, New Delhi. – 1993. – p. 31.

Edward C. Whitmont, The Alchemy of Healing – North Atlantic Books, Berkley, California. 1993. – p. 147-187.

William Gutman, Homoeopathy. The Fundamentals of its Philosophy. The Essence of its Remedies – The Homoeopathic medical Publishers. – 1955. – p. 25-30.

Paolo Bellavite & Andrea Signorini, Homeopathy. A Frontier in Medical Science - North Atlantic Books, Berkley, Califor-nia. – 1995. 335 p.

Yvonne Lasow, Mum, What else can I do? - The Homoeopath. – 1994. №53, p. 223-224.